Издаётся с сентября 1923 года
DOI: 10.33622/0869-7019
Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science


  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ
  • Оценка эксплуатационной надежности дорожных одежд
  • УДК 625.7/8
    doi: 10.33622/0869-7019.2024.10.75-80
    Алексей Викторович КАМЕНЧУКОВ, кандидат технических наук, доцент, руководитель высшей школы транспортного строительства геодезии и землеустройства, 006641@pnu.edu.ru
    Тихоокеанский государственный университет, 680035 Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
    Аннотация. Рассмотрены вопросы влияния микродефектов, оставшихся на поверхности нижнего слоя покрытия и основания после выполнения ремонтных работ, на прочность дорожной одежды по критериям растяжения при изгибе и сопротивления к колееобразованию. Обобщен опыт проектирования и эксплуатации дорожных одежд с учетом влияния природных и техногенных факторов на износостойкость и ремонтопригодность покрытий. Выполнены две серии испытаний в соответствии с методикой стандарта для определения показателя прочности на растяжение при изгибе и стойкости к колееобразованию. Для испытаний с использованием вальцового уплотнителя изготовлены серии образцов-плит из асфальтобетона. Каждая серия состояла из контрольных образцов и образцов с имитацией трещины в нижнем слое покрытия. Испытания по критерию прочности на растяжение при изгибе проводились для зимнего и весенне-летнего периодов, а испытания на сопротивление колееобразованию - для летнего периода. Выявлено, что наличие в нижних слоях покрытия и основании трещин приводит к уменьшению прочности на растяжение при изгибе, а стойкость к колееобразованию у образцов с трещиной в нижнем слое покрытия уменьшается только после появления трещины на поверхности покрытия. Установлено, что при выполнении ремонтных работ недопустимо оставлять трещины, заделанные и незаделанные, в нижних слоях покрытия и основании, а фрагментальное восстановление покрытия путем его замены - лишь временная мера, имеющая крайне низкую долгосрочную эффективность.
    Ключевые слова: дорожная одежда, эксплуатационная надежность, напряженно-деформированное состояние, растяжение при изгибе, трещиностойкость, стойкость к колееобразованию
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
    1. Золотарь И. Л., Некрасов В. К., Яковлев Ю. М., Коганзон М. С. Повышение надежности автомобильных дорог. М. : Транспорт, 1977. 183 с.
    2. Яковлев Ю. М., Лугов С. В. Определение уровня надежности при проектировании нежесткой дорожной одежды // Наука и техника в дорожной отрасли. 2005. № 4(35). С. 20-21.
    3. Кулижников А. М. Учет эксплуатационной надежности при проектировании дорожных одежд автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения // Дороги и мосты. 2017. № 2(38). С. 6.
    4. Горячев М. Г., Лугов С. В., Каленова Е. В., Мишина Д. Ю. Требования к трещиностойкости нежестких дорожных одежд с основаниями из материалов, обработанных неорганическими вяжущими // Наука и техника в дорожной отрасли. 2021. № 4(98). С. 45-48.
    5. Лакей В. Н., Ленченкова Ю. В. Анализ причин возникновения трещин в дорожных покрытиях и критерии их трещиностойкости // Матрица научного познания. 2019. № 4. С. 68-73.
    6. Каменчуков А. В., Украинский И. С., Селенок М. Д. Оценка прочности дорожных покрытий с внутренними трещинами // Транспортные сооружения. 2021. Т. 8. № 4. doi: 10.15862/13SATS421
    7. Слободянюк М. Э., Нечаев Г. И. Повышение надежности несущего слоя дорожных одежд // Вестник Луганского национального университета им. Владимира Даля. 2019. № 6(24). С. 203-211.
    8. Kleveko V. I. Model and field experimental studies of reinforced clay bases [Модельные и полевые экспериментальные исследования армированных глиняных оснований] // Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 1928. Р. 012032. doi: 10.1088/1742-6596/1928/1/012032
    9. Кокодеева Н. Е., Васильев Ю. Э., Сарычев И. Ю. Вероятностный подход к оценке параметров материалов дорожных одежд в системе технического регулирования дорожного хозяйства // Транспортное строительство. 2021. № 4. С. 2-4.
    10. Бедрин Е. А., Бедрина Е. А. Конкурентные преимущества инновационных материалов при устройстве укрепленных слоев дорожных одежд // Вестник СибАДИ. 2019. Т. 16. № 1(65). С. 52-61.
    11. Кретов В. А., Лейтланд И. В. Пути повышения качества устройства дорожных одежд // Мир дорог. 2019. № 124. С. 85-89.
    12. Александров А. С., Семенова Т. В., Калинин А. Л. Анализ причин колееобразования на покрытиях нежестких дорожных одежд и рекомендации по уменьшению этого явления // Вестник СибАДИ. 2019. Т. 16. № 6(70). С. 718-745.
    13. Апестин В. К. О расхождении проектных и нормативных межремонтных сроков службы дорожных одежд // Наука и техника в дорожной отрасли. 2011. № 1(56). С. 18-20.
    14. Горячев М. Г. Коэффициент надежности по ответственности при проектировании дорожных одежд // Транспортное строительство. 2017. № 12. С. 18-20.
    15. Волокитина О. А., Еремин А. В., Волокитина А. В., Волков И. Н. Анализ причин недостаточной надежности конструкций дорожных одежд // Высокие технологии в строительном комплексе. 2021. № 1. С. 150-155.
    16. Гошовец С. В. Исследование влияния уменьшения толщины слоев дорожной одежды в пределах допусков на надежность и долговечность автомобильных дорог // Научный журнал строительства и архитектуры. 2020. № 3(59). С. 43-57. doi: 10.36622/VSTU.2020.59.3.004 17. Карамышева Н. А., Горячев М. Г., Лугов С. В., Каленова Е. В. Методика обоснования оптимального уровня проектной надежности при проектировании дорожных одежд // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2022. № 4(34).
    18. Санников С. П., Мармур А. В. Изменение прочности дорожной одежды при сезонном промерзании и оттаивании конструкции // Архитектура, строительство, транспорт. 2022. № 1. С. 73-79. doi: 10.31660/2782-232X-2022-1-73-79
  • Для цитирования: Каменчуков А. В. Оценка эксплуатационной надежности дорожных одежд // Промышленное и гражданское строительство. 2024. № 10. С. 75-80. doi: 10.33622/0869-7019.2024.10.75-80


НАЗАД